Как развивать сферу понимания ребенка?

В данной таблице описана последовательность развития навыков понимания. Перед тем, как учить ребенка одному из навыков, ребенок должен овладеть предыдущим навыком.

Навыки понимания (рецептивное вербальное поведение)
Ребенок реагирует на свое имя
Ребенок следует инструкции начать делать то, что он любит делать («Иди, играй машинками»)
Ребенок следует инструкции посмотреть на любимый предмет или еду (вы держите куклу в руке и говорите: «Посмотри на куклу»)
Ребенок следует инструкции дотронуться до любимого предмета или еды
Ребенок следует инструкции продемонстрировать любимое действие («Поскачи, как лошадка», «Толкни машинку»)
Ребенок следует инструкциям, связанным с ежедневными заданиями («Иди чистить зубы», «Садись», «Мой руки»)
Ребенок следует инструкции подать вещь, название которой он знает
Ребенок следует инструкциям выполнить моторные действия («Похлопай», «Покружись»)
Ребенок следует инструкции дотронуться до предмета/картинки (перед ребенком положен этот предмет/картинка и еще один предмет/картинка)
Ребенок следует инструкциям показать на себе части тела («Где рука?», «Где живот?»)
Ребенок следует инструкции дотронуться до предмета/картинки (перед ребенком положен этот предмет/картинка и еще 3-7 предметов/картинок)
Ребенок следует разнообразным инструкциям, таким как «Где X», «Покажи Х», «Дотронься до Х», «Дай мне Х», «Найди Х».
Ребенок следует инструкциям показать на других людях или на картинках (включая животных) части тела («Где у мамы рука?», «Где у собачки носик?»)
Ребенок следует инструкциям показать вид одежды («Где ботинки?»)
Ребенок следует инструкциям показать часть предмета («Покажи колесо у машинки», «Где у кошки хвост?»)
Ребенок следует инструкциям показать предмет, который отличается от другого предмета одной характеристикой («Найди большой/маленький мяч», «Найди длинный/короткий карандаш»).
Ребенок следует инструкции найти предмет, следуя взору другого человека, когда перед ним лежат 2 предмета («На что я смотрю?»)
Ребенок следует инструкции пойти к другому человеку («Иди к бабушке»)
Ребенок следует инструкции дать предмет другому человеку («Дай папе газету»)
Ребенок следует инструкции пойти к другому человеку и что-то дать («Иди к папе и дай ему конфету»)
Ребенок следует инструкциям пойти к другому человеку и что-то для него сделать («Иди к папе и обними его»)
Ребенок следует инструкциям продемонстрировать определенное действие с предметом («Подбрось мячик», «Рисуй фломастером», «Ударь по мячику ногой»)
Ребенок следует инструкциям продемонстрировать действие понарошку («Покажи как ты спишь», «Покажи как ты зеваешь»)
Ребенок следует двух-шаговым инструкциям с предметами («Посади человечка в машинку и толкни машинку», «Положи куклу в коляску и накрой одеялом»)
Ребенок следует инструкциям выбрать картинку с определенным действием («Покажи, где ребенок прыгает», «Покажи, где мальчик едет на велосипеде»), когда перед ребенком лежит не меньше, чем 3 картинки
Ребенок следует инструкциям выбрать картинку по ассоциации с названным предметом («Что сочетается с птичкой?»), когда перед ребенком лежит не меньше, чем 3 картинки (например, такие как гнездо, ключ, машинка)
Ребенок следует инструкциям выбрать картинку по функции предмета («Чем режут хлеб?», «Чем подметают пол?»), когда перед ребенком лежит не меньше, чем 3 картинки
Ребенок следует инструкциям выбрать картинку/картинки по одной черте («Дай мне картинки всех предметов с колесами», «Где мальчик в полосатой футболке?»), когда перед ребенком лежит 6-8 картинок
Ребенок следует инструкциям выбрать картинку по категории («Дай мне мебель», «Дай мне транспорт»), когда перед ребенком лежит 6-8 картинок
Ребенок следует инструкциям выбрать/показать две картинки («Дай мне чашку и машинку», «Покажи кошку и медведя»), когда перед ребенком лежит 6-8 картинок
Ребенок следует инструкциям найти картинку профессии («Где милиционер», «Где врач?»), когда перед ребенком лежит не меньше, чем 3 картинки
Ребенок следует инструкциям показать все подобные предметы на одной большой картинке (например, на странице книги показать всех птичек)
Ребенок следует инструкциям найти определенный предмет по множественным характеристикам («Покажи мне всех животных, которые живут на ферме», «Покажи транспорт, который летает»). При этом перед ребенком лежат картинки не только транспорта, который летает, но и транспорта, который ездит по рельсам и по дороге
Ребенок следует инструкциям с предлогами, указывающими на определенное месторасположение предмета («На какой картинке мячик лежит на стуле?» «Где мячик лежит под стулом?»)
Ребенок следует инструкциям показать картинку с определенным событием («Баскетбольная игра», «Парад», «Представление в цирке»)
Ребенок следует инструкциям показать общественное место («Где магазин?», «Где парк?», «Где игровая площадка?»)
Ребенок следует инструкциям показать картинку с определенной эмоцией («Где девочка плачет?», «Где мальчик смеется?»)
Ребенок следует инструкциям найти все картинки, которые НЕ принадлежат к определенному классу («Дай мне все картинки, которые НЕ еда»).
Ребенок следует инструкциям показать картинки с изображением социальных взаимоотношений («Где дети играют?», «Где здороваются?»)
1000 осталось символов