Стратегия поведенческого импульса, или как сделать ребенка более покладистым

Поведенческий импульс – это одна из стратегий прикладного анализа поведения, которую вы можете использовать в ежедневной практике, чтобы предрасположить ребенка к выполнению тех заданий, которые он не любит делать.

Из физики мы знаем, что разогнавшийся предмет невозможно мгновенно остановить. Он будет продолжать двигаться по инерции. По аналогии с физическим законом сохранения импульса поведенческие исследователи ввели понятие поведенческого импульса, или как говорят в русскоязычной литературе, поведенческого момента, что на самом деле является не совсем правильным переводом английского термина momentum.

Поведенческий импульс описывает условия, при которых поведение остается устойчивым к изменениям, происходящим в окружающей среде. С помощью данной стратегии мы можем предрасположить ребенка к выполнению тех заданий, которые он не любит делать.

Как стратегия поведенческого импульса применяется на практике? Чтобы разогнать ребенка или предрасположить его к выполнению сложных инструкций, мы будем чередовать легкие инструкции с одной или двумя сложными инструкциями. Мы начнем занятие с нескольких легких инструкций, и только затем введем сложную инструкцию. Давайте рассмотрим пример.

Допустим ваш ребенок не любит называть цвета предметов. Вместо того, чтобы заниматься в течение определенного времени только называнием цветов, начните урок с предъявления очень простых инструкций, тех, которые ребенок уже знает. Например:

  • Спросите ребенка:«Кто это?» (показывая картинку кошки);
  • Попросите «дотронуться до носа»;
  • Похлопать; 
  • Поднять «руки вверх»;
  • Затем покажите красную карточку и спросите: «Какой цвет?».

Вероятность того, что ваш ребенок назовет цвет в данной ситуации гораздо выше, чем в ситуации, когда бы вы сразу в начале урока предъявили ему красную карточку и попросили назвать цвет.

Стратегия поведенческого импульса применяется, чтобы сформировать готовность ребенка к выполнению заданий. В нашем примере ребенок не хотел называть цвета. Мы попросили его сделать что-то очень легкое, он согласился, а затем по инерции выполнил более сложную инструкцию. Таким образом, несмотря на изменение характера задания, от простого к сложному, ребенок продолжает работать и выполняет более сложное задание. Если мы собираемся продолжать наш урок, то чтобы не потерять тот момент, когда ребенок послушно выполняет задания, мы должны предъявить опять несколько легких инструкций, и только затем еще одну или две сложные.

Не стоит забывать, что как бы ни был занимателен урок, у ребенка есть более интересные дела, такие как игра, компьютер или телевизор. Мотивируйте ребенка во время занятия похвалой и кратковременным доступом к тому, что он любит. Например, заводите юлу, дуйте мыльные пузыри. Помимо этого, всегда следуйте правилу «сделал дело, гуляй смело»: за занятием должен следовать перерыв, в течение которого ребенок будет делать то, что он любит. Ребенок должен знать, когда он получит перерыв, и что он должен сделать, чтобы получить перерыв.

Таким образом, поведенческий импульс – это стратегия чередования нескольких легких инструкций с несколькими более сложными инструкциями. Рекомендуется чередовать одну-две сложные инструкции с 3-5 легкими. Начинать занятие всегда стоит с легких инструкций.

1000 осталось символов