Принцип Премака или как повысить мотивацию ребенка к выполнению заданий

Дэвид Премак, Американский профессор психологии, в 1954 году экспериментально досказал, что предоставление определенного задания, которое кто-то любит делать, сразу же после того, как менее предпочитаемое задание было сделано, может в будущем повысить вероятность выполнения менее привлекательного задания. Другими словами, более привлекательное задание (вероятность выполнения которого высока) может служить поощрением к выполнению менее интересного задания (вероятность выполнения которого достаточна мала).

Как мы можем использовать данный принцип в работе с детьми? Мы все используем принцип Премака в общение с нашими детьми ежедневно. Ну какая мама не говорила своему ребенку: «Съешь овощи, затем получишь конфетку» или «Сделаешь домашнюю работу и пойдешь гулять»?

Родители говорят это своим детям не задумываясь над тем, что такое поощрение или какова вероятность выполнения домашней работы. При работе с аутичным ребенком, мы можем целенаправленно использовать принцип Премака, чтобы повысить мотивацию ребенка к выполнению определенного задания.

График работы ребенка должен быть спланирован так: «сделал дело, гуляй смело». За каждым заданием, вероятность выполнения которого мала, должно следовать задание, которое ребенок любит делать. Например, сделал задание на подбор по категориям и пошел смотреть мультфильм. Сделал чтение и пошел играть в конструктор.

В начале занятия, педагог или родитель должен сказать ребенку: «Сначала подбор, потом мультик». После того, как ребенок закончил просмотр мультика, педагог должен сказать опять: «Сначала чтение, затем компьютер».

Когда родитель объясняет ребенку, что сначала, а что потом, желательно использовать визуальную карточку «Сначала – Потом». Многие дети с аутизмом поймут инструкцию гораздо лучше, если она подкреплена визуальными стимулами.

premacks principleНа поле «Сначала» прикрепите фотографию более сложного задания. На поле «Потом» прикрепите картинку любимого задания. Когда ребенок посмотрел мультфильм, на поля карточки «Сначала - Потом» прикрепите новые картинки (шаблон данной карточки вы можете найти здесь). Если ребенок опять хочет смотреть мультик про Винни Пуха, то тогда, конечно же оставьте эту карточку на поле «Потом».

Задача педагога или родителя - дать понять ребенку, что делу время, а потехе час. А до тех пор пока дело не сделано, перерыва не получишь. Соответственно, педагогу надо уметь планировать длину и сложность занятия, чтобы ребенок сумел закончить занятие без слез и истерик и заработать перерыв. Заметьте, что для некоторых детей, длина занятия может определяться несколькими секундами или несколькими минутами.

Посмотреть презентацию про Принцип Премака вы можете здесь.

1000 осталось символов