Обучение вербальному поведению. Как начать?

70% детей а аутизмом имеют задержки речевого развития. 40% аутичных детей не общаются с помощью слов. Что делать? Как помочь ребенку научиться общаться с другими людьми?

С точки зрения Прикладного анализа поведения, коммуникация ребенка с другим человеком не ограничивается только речью или произнесением слов и фраз. Прикладной анализ поведения называет способность одного человека общаться с другим человеком вербальным поведением. Вербальное поведение определяется очень широко: это поведение, которое один человек демонстрирует по отношению к другому человеку. Это интеракция между собеседником и тем, с кем он общается. Поэтому вербальное поведение - это не только произнесенные слова, фразы и предложения, а также жесты, письмо, телодвижения, неприемлемое поведение (например, ребенок пытается сказать, что он не хочет делать задание, комкая бумагу), изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.

Как правило, обучение вербальному поведению стоит начинать с обучения просьбам. Самые первые просьбы – это есть, пить, туалет, перерыв, играть. Если ребенок не говорит, то следует либо учить ребенка просить с помощью карточек, либо с помощью жестов (http://surdoserver.ru/).

verbal behavior 6Параллельно с обучением просьбам, у ребенка следует расширять сферу понимания (рецептивное вербальное поведение) того, что говорят и просят другие люди. Начинать следует с одношаговых инструкций (принеси книгу, дай полотенце, возьми стакан). Помимо этого, у ребенка следует расширять словарный рецептивный репертуар. Учите ребенка по инструкции «Дай .....» или «Где ....» давать вам или указывать на соответствующий предмет или картинку предмета. Например, «где собачка», «где нож», «где хлеб» (список рецептивных вербальных навыков вы можете найти здесь).

Многие родители и педагоги интенсивно обучают своих детей называнию предметов. Для низкофункционирующего ребенка, который не умеет просить, данный навык не является приоритетом в обучение, по крайней мере до тех пор, пока репертуар просьб не расшириться до 30-50 просьб.

Ответам на вопросы также стоит обучать только тогда, когда ребенок научится просить, и когда его сфера понимания расшириться хотя бы до 30-40 слов. Учить ребенка отвечать на вопрос «Чем мама режет хлеб?» не имеет смысла, если ребенок не знает, что такое нож, что такое хлеб и никогда не следовал инструкции «отрежь».

1000 осталось символов