Игнорирование поведения может усугубить поведение

Некоторые достаточно безобидные поведения, такие как плач или истерика (ребенок плачет, валится на пол, топает ногами), подчас выводят многих родителей из себя. Например, ребенок плачет в кроватке перед сном. Ребенок устраивает истерику в магазине, потому что ему говорят "нет". Ребенок валится на пол, когда брат или сестра берут его игрушки.

Очень часто, лишь бы поскорее прекратить истерику, особенно в публичном месте, родители дают детям то, что они хотят. Например, родители, в конце концов, покупают ребенку то, что он хочет, лишь бы он перестал плакать в магазине. Более взрослые дети могут говорить, что они устали или недомогают, чтобы избежать выполнения заданий. Некоторые дети даже повышают голос, когда родители их просят что-то сделать. Как результат, родители частенько делают многие дела за них. Во всех этих ситуациях родители поощряют неприемлемое поведение и закрепляют его в репертуаре ребенка.

Большинство нейротипичных детей перерастают определенные возрастные поведения. Например, ребенок 10 лет сам не захочет спать в кровати родителей. Тот же самый ребенок не будет устраивать истерик в магазине, так как он знает, что это неприлично, и все будут на него смотреть.

Дети с аутизмом, вследствие дефицита развития в сфере социальных взаимоотношений и других задержек в развитии (например, речи), не расстаются с проблемным поведением так же легко. Именно поэтому, родителю следует понимать, что игнорирование игнорированию рознь. Игнорируя проблемное поведение сегодня и, поощряя его завтра (или игнорируя поведение в течение первых 10 минут и затем, давая то, что ребенок просит истерикой), родители не добьются положительного эффекта. Более того, они могут даже усугубить проблемное поведение.

Если родитель решается игнорировать поведение, то это следует делать от начала и до конца каждый раз, когда возникает поведение. Например, ребенок устроил истерику в магазине из-за того, что ему не покупают игрушку. Родителю надо либо продолжать делать свои покупки, не смотря на то, что ребенок кричит, либо (более разумная стратегия), если ребенок не успокаивается, прекратить покупки и уйти из магазина.

Как только поведение ребенка начинает игнорироваться, у ребенка возникает вопрос: «Почему родители не делают в ответ на мое поведение то же самое, что они делали вчера?» Чтобы вернуть все на круги своя и достичь нужного эффекта, в такие моменты ребенок (с аутизмом или нет) может начать вести себя еще хуже, чем он вел себя до этого в таких же ситуациях. Например, ребенок может начать громче плакать. Или еще хуже, ребенок может начать демонстрировать поведение, которое он никогда не совершал, например, убегать от родителей.

Родитель, пугаясь того, как ведет себя ребенок, забывает, что он планировал игнорировать неприемлемое поведение. Он начинает утешать ребенка, делать все возможное, чтобы ребенок перестал так себя вести.

С точки зрения Прикладного анализа поведения, родитель в таких ситуациях поощряет неприемлемое поведение ребенка. Причем заметьте, что теперь родитель поощряет еще более проблематичное поведение, чем до этого. В следующий раз, если родитель опять решит «переждать» истерику, поведение ребенка может приобрести еще более интенсивный характер.

Игнорирование проблемного поведения является чрезвычайно эффективной стратегией. С другой стороны, игнорирование является эмоционально тяжелой задачей. Во время игнорирования, естественный родительский инстинкт призывает помочь ребенку, успокоить. Родителю бороться с такими эмоциями чрезвычайно тяжело. Так стоит ли игнорировать проблемное поведение ребенка?

Поведение ребенка во время применения процедуры игнорирования проходит через несколько этапов. В какой то момент, поведение ребенка может стать хуже, чем было. Это поведенческий закон. Если родитель не сможет перетерпеть и проигнорировать более интенсивное поведение, то использовать стратегию игнорирования не рекомендуется. Помимо этого, если существует вероятность, что ребенок может причинить себе вред (например, начать сильно бить себя по лицу или кусать руку), то стратегию игнорирования не стоит даже и рассматривать.

Если родитель начинает применять стратегию игнорирования, стоит начать вдвойне или втройне хвалить и поощрять ребенка за любое приемлемое поведение, которое он демонстрирует в течение дня.

1000 осталось символов