Анализ и обучение вербальному поведению
Анализ и обучение вербальному поведению с точки зрения Прикладного анализа поведения включает следующие шаги:
- Диагностика базового уровня развития вербального поведения;
- Составление индивидуализированной, обучающей программы по развитию вербального поведения;
- Обучение родителей и специалистов стратегиям формирования вербальных навыков:
- Объективное отслеживание прогресса;
- Модификация программы в зависимости от прогресса ребенка.
В поведенческом анализе вербальное поведение - это не только произнесенные слова. В поведенческом анализе произнесенные слова относятся к одному виду вербального поведения (экспрессивного, от слова экспрессия или выражение), а понимание речи к другому типу вербального поведения, рецептивному (от слова восприятие). Также, экспрессивная речь определяется широко: кроме слов, фраз и предложений она включает в себя жесты, письмо, изолированные звуки и выражение мыслей с помощью картинок или символов.
Соответственно, обучение речевым навыкам не ограничено только обучением вокальным речевым реакциям или словам, а включает в себя
- Обучение альтернативным экспрессивным средствам общения (например, с помощью картинок, жестов, письменной речи, специального говорящего устройства, переносного компьютера, iPad);
- Обучение навыкам, основывающимся на понимании речи (например, выполнении просьб и инструкций).
Выбор альтернативных систем коммуникации зависит от многих причин. Мы обсудим все за и против определенной системы коммуникации и выберем ту, которая больше всего подходит для вашего ребенка. Когда стоит вопрос о выборе альтернативной системы коммуникации, это не значит, что речевому или вокальному поведению не будет отдано особое место в обучающей программе. Как раз наоборот, мы будем обучать ребенка общаться с помощью альтернативных средств с целью развития наиболее желаемого вида коммуникации – речи.
Диагностика базового уровня развития вербального поведения
Перед тем, как начать обучать ребенка каким-либо навыкам, необходимо определить его начальный уровень вербального развития. У Поведенческого специалиста есть арсенал методик, с помощью которых он может определить начальный уровень вербального развития ребенка. На основе данной информации будет составлена обучающая программа.
Составление индивидуализированной, обучающей программы по развитию вербального поведения
В процессе обучения вербальному поведению, основной акцент ставиться на развитие просьб или умение ребенка попросить то, что он хочет. Параллельно с этим, происходит обучение пониманию инструкций и вокальной имитации.
Следующий этап обучения – это наименование предметов и действий. Затем будет происходить обучение более сложным разговорным структурам, таким как задавание вопросов и ответы на вопросы.